Все правительства, присутствующие на Всемирном форуме по образованию в Дакаре, Сенегал, в апреле 2000 года, обязались достичь ряда важных целей, направленных на обеспечение образования для всех (ОДВ). Я упомяну только два из них, которые особенно важны для разработки этой новой публикации и лежат в основе ее - обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись за счет равного доступа к соответствующему обучению и жизненным навыкам. программ (цель 3) и улучшение всех аспектов качества образования […], чтобы признанные и измеримые результаты обучения были достигнуты всеми (цель 6).
Эту новую публикацию, инициированную Отделом высшего образования, озаглавленную «ИКТ в школах: руководство для учителей или как ИКТ могут создавать новую открытую среду обучения», следует рассматривать как дополнительную к публикациям Отдела 2002 - 2003 годов, посвященных использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическом образовании. Настоящее руководство предназначено в первую очередь для учителей и преподавателей, которые в настоящее время работают с ИКТ в школах или хотели бы узнать о них больше.
Основная тема книги касается того, как ИКТ могут создавать новые открытые учебные среды, и их инструментальной роли в переносе акцента с среды, ориентированной на учителя, на среду, ориентированную на учащегося; где учителя превращаются из ключевого источника информации и передатчика знаний в соавторов и соучеников; и где роль учащихся меняется с пассивного получения информации на активное участие в собственном обучении.
Факты, полученные за последние годы, ясно показали, что усилия по обеспечению равного доступа к образовательным возможностям и качественному образованию для всех должны сопровождаться широкомасштабными образовательными реформами. Такие реформы вряд ли увенчаются успехом без учета новых ролей, которые играют учителя в подготовке учащихся к формирующемуся обществу, основанному на знаниях и технологиях. Учителя должны иметь доступ к адекватному обучению и постоянному профессиональному развитию и поддержке, а также иметь мотивацию к использованию новых методов и приемов преподавания и обучения.
Информационные и коммуникационные технологии должны доступно использоваться для достижения целей ОДВ. У них есть большой потенциал для распространения знаний, эффективного обучения и разработки более эффективных образовательных услуг. Этот потенциал не будет реализован, если эти технологии не будут служить стимулом для реализации образовательных стратегий. Чтобы быть эффективными, особенно в развивающихся странах, ИКТ должны сочетаться с более традиционными технологиями, такими как книги и радио, и более широко применяться для подготовки учителей.
Образование должно отражать разнообразие потребностей, интересов и культурных контекстов. Это создает особые проблемы в условиях глобализации, учитывая ее сильную тенденцию к единообразию. Задача состоит в том, чтобы определить наилучшее использование ИКТ для повышения качества преподавания и обучения, обмена знаниями и информацией, обеспечения большей гибкости при реагировании на потребности общества, снижения стоимости образования и повышения внутренней и внешней эффективности системы образования. Я искренне надеюсь, что эта новая публикация будет информативной и полезной для широкого круга пользователей, которые верят в общую цель - Качественное образование для всех - и преследуют ее.