contact me
alsemno@ya.ru
RU
EN
Идентификаторы
PersonID 19667
Alexei Semenov
ID: semenov.alexei-l
AuthorID: 218197
Spin 2289-1720
alsemenov
0000-0002-1785-2387
S-5268-2018
AuthorID 7402499019
Alexei_Semenov
A. Semenov
AlexeySemenov
Alexei Semenov

Реализация

Разработанные элементы электронной педагогики апробированы в экспериментальных проектах
(до 100 школ)

Проект "Школа" Академии Наук СССР
В 1987 году профессору Семенову было поручено Министерством образования, Академией наук и Комитетом по науке и технологиям СССР организовать и реализовать проект «Школа», приоритетом которого было внедрение электронной педагогики и модель студент-исследователь в системе образования страны.
Касательно: Проект памятной записки исследовательского семинара "Teacer Training for информационное общество", 21–22 июля 2000 г., ИИТО, Москва
Посвящение Алексею Львовичу Семенву к 50-летию со дня рождения
Леонид Борисович Переверзев
Институт новых технологий в образовании
Москва октябрь 2000 г.

Полная версия
Обучение обучению действием и мышлением: на пути к пропедевтической технологии для начальной школы информационной эры или неформального взаимного образования, виртуальный семинар
В конце 1990-х годов А. Семенов инициировал участие России в проектах, поощряющих сотрудничество и нетворкинг в открытой и гибкой среде. Первым был проект National Geographic Soc. KidsNet, где ученики начальной школы обменивались данными об окружающей среде (самым известным модулем проекта был AcidRain). Следующий проект GlobLab имеет свое продолжение до сих пор как GlobalLab, где модель глобального научного сотрудничества используется для повышения мотивации и понимания студентов www.globallab.ru/en
Global Lab начала свою деятельность в России с 1989 года.
Global Lab - это онлайн-лаборатория для студентов со всего мира, которые хотят проводить совместные исследования.

Телекоммуникационный проект GlobLab. 5-й класс. Руководство для учителя
Телекоммуникационные проекты KidsNet, GlobLab
В 1993 году А. Семенов начал свою деятельность ректором Московского института открытого образования. Это организация, принадлежащая городу Москве, главная задача которой - обеспечить развитие и поддержку всех московских учителей.
Процесс внедрения инноваций в образовательную систему Москвы предполагает этап эксперимента и оценки, когда школа или группа школ (до 100 и более) служат экспериментальной площадкой для запуска и оценки новой технологии или учебника, или дидактический подход. Затем начинается этап распространения, когда наиболее успешные экспериментальные школы служат центрами педагогических ресурсов. Наконец, инновация используется всякий раз, когда она необходима, и школы имеют постоянную поддержку для ее внедрения.
Экспериментальные площадки Департамента образования Москвы
Экспериментальные площадки работают в Москве с 1996 года и охватывают более 300 школ. Результаты деятельности:
  • разработка полной основы информатизации школьной среды;
  • создание серии учебно-методических пособий нового поколения;
  • анализ и адаптация лучшего программного обеспечения, принятого в мировой образовательной практике;
  • разработка нового образовательного программного обеспечения (образовательные модули, интегрированные творческие среды и проекты для всех уровней среднего образования);
  • разработка новых форм учебно-развивающей деятельности студентов, в том числе индивидуальных, групповых, межшкольных и международных проектов;
  • разработка основ новой системы повышения квалификации учителей с использованием нетрадиционных форм организации и содержания профессионального сообщества;
  • формирование образовательного сообщества школ и педагогов (учителей, руководителей школ);
  • формирование основы организационной и нормативно-правовой базы для внедрения в школьную практику созданных проектов.
На сайтах создан пакет методических рекомендаций и пособий по использованию цифровых инструментов в учебном процессе. Были утверждены различные цифровые образовательные ресурсы, такие как текстовые редакторы, художники, видео- и звуковые редакторы, виртуальные лаборатории и творческие среды, цифровые базы изображений по предметам и др., которые внедрены во многих школах Москвы и России.
Школьная система города Москвы состоит из 1500 общеобразовательных школ. В 1990-е годы инновационные школы системы разрабатывали общие стратегии и конкретные модели внедрения ИКТ. В итоге была сформирована последовательная программа «информатизации» и началось ее системное внедрение. Среди первых действий было начало развития ИКТ-компетентности учителей как регулярной части процесса переквалификации.

В качестве оценки программы Премия Президента России была вручена коллективу под руководством А. Семенова.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 200 от 6 октября 1998 г. Премия Президента Российской Федерации в области образования присуждена авторскому коллективу под руководством Семенова А.Л. Институту новых технологий и Московскому институту открытого образования, а также учителям школ, являющихся экспериментальной площадкой, для разработки и практической реализации целостной концепции «Региональное информационное пространство» для региональных систем образования. Суть работы, начатой еще в 1985 году, - разработка и практическая реализация целостной концепции, позволяющей использовать современные устройства информационно-коммуникационных технологий как один из эффективных факторов развития учебного процесса и модернизации системы управления образованием в рамках региональной системы образования.
Система образования Москвы
Целью проекта является реализация разработанной Концепции модернизации российского образования с целью повышения доступности, качества и эффективности российского общего и основного профессионального образования.

В ходе Проекта была разработана и развернута система учебных материалов нового поколения в Объединенной коллекции цифровых образовательных ресурсов; обеспечено повышение квалификации учителей в части использования ИКТ в образовательных целях; создана сеть межшкольных методических центров более чем в 20 регионах России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. № 1246-р Премия Правительства Российской Федерации в области образования присуждена авторскому коллективу под руководством А.Л. Семенова в составе: специалистам Национального фонда подготовки кадров, Государственного института информационных технологий и телекоммуникаций «Информатика» и руководителям регионального управления образованием для разработки и практической реализации целостной модели развития информационной системы образования на всех уровнях: учитель - школа - муниципалитет - регион. Суть работы - разработка и практическая реализация целостной концепции, позволяющей использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий как одного из эффективных факторов развития учебного процесса и модернизации системы управления образованием в рамках региональной системы образования.
Проект Всемирного банка «Поддержка электронного обучения России»
В начале 2000-х Президент России объявил о цели иметь ИКТ (компьютер + проектор + программное обеспечение) в каждой школе по всей стране. А. Семенов возглавил комиссию по выбору названий программного обеспечения. В школах Москвы оценили более 500 товаров.

Позже проект «Поддержка электронного обучения России Министерства образования» был предложен для поддержки за счет кредита Всемирного банка (МБРР). Ключевым фактором успеха также стала оценка проекта и его реализация международными экспертами, предоставленными Всемирным банком. Проект состоял из трех компонентов: Преподавание и учебные материалы нового поколения, Подготовка учителей в области использования ИКТ в образовательных целях, Создание сети из более чем 200 межшкольных ресурсных центров в 7 регионах и создание цифровых ресурсов для обучения. Командой проекта руководил А. Семенов.
Новое поколение. Учебные материалы / Проект Всемирного банка «Поддержка электронного обучения в России», Москва, 2008 год
В презентации - слайд 43

Подготовка учителей в сфере использования ИКТ в образовании. Программа / Проект Всемирного банка «Поддержка электронного обучения в России», Москва, 2007 год
В презентации - слайд 44

Проект Всемирного банка «Поддержка электронного обучения в России», Справочник, Москва, 2005 год
В презентации - слайд 45

Инновации, доступные каждому. Учебные и учебные материалы нового поколения. Результаты / Проект Всемирного банка «Поддержка электронного обучения в России», Москва, 2007 год
В презентации - слайд 46

Межшкольные методические центры. Организация работы / Приложение CD к руководству / Проект Всемирного банка «Поддержка электронного обучения для России», Москва, 2005 год
В презентации - слайд 47

Цифровые ресурсы и вспомогательные материалы для учителей, протестированные в Москве, были использованы в проекте Бесплатного программного обеспечения с открытым кодом для более 6000 инновационных школ России в 2007-2008 годах.

В рамках Национального образовательного проекта по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации специализированное программное обеспечение поставлено в 6000 общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих инновационные образовательные программы. Среди них было следующее программное обеспечение Института новых технологий (ИНТ):
  • ПервоЛого (программное обеспечение, реализующее среду творческих инструментов для учеников младших классов)
  • Живая математика (программное обеспечение для динамического представления геометрии и алгебры)
  • Живая география цифровые исторические карты (программа для визуализации истории и географии)
  • Живая физика (программа для динамической физики)
Для поддержки этого проекта на сайте ИНТ размещены виртуальные мастер-классы, созданные специалистами и разработчиками, где преподаватели и студенты могут узнать об основных методах использования программного обеспечения, наиболее интересных возможностях и примерах работы студентов.

Предоставление цифровых ресурсов инновационным школам Российской Федерации - 6 000 школ во всех регионах страны
Живая физика. Комплекс компьютерных экспериментов. Руководство
Книга представляет собой сборник обучающих комментариев к серии компьютерных экспериментов живой физики по основным школьным темам: «Живая физика в 7 классе», «Основы кинематики», «Колебания», «Электростатика», «Принцип сохранения энергии» и «Закон сохранения момента количества движения».
Изучение химии требует проведения экспериментов. Когда невозможно провести нужный эксперимент в естественном состоянии, предоставленный материал может помочь, так как он содержит обучающие видеоиллюстрации и текстовые комментарии к 129 лабораторным работам.
Химия. Цифровая база видео
Центр «Технология обучения» для 1200 детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья
Проект был начат при поддержке Правительства Москвы, которое предоставило компьютеры, камеры и другое оборудование, цифровые учебные материалы и преподавательский состав более чем 1200 ученикам в возрасте от 6 до 18 лет, которые не могут посещать школу. Специальную подготовку в Московском институте открытого образования прошли более 300 преподавателей и вспомогательного персонала. Материалы дистанционного обучения были разработаны для всех источников начальной и средней школы. Была организована инклюзивная среда для профессионального обучения, социальных контактов и даже собраний, когда это было возможно. Многие из выпускников сегодня поступили в университеты или работают сейчас.

Президент России Дмитрий Медведев поддержал проект и предложил Правительству распространить его на более 30 000 студентов по всей стране. Он также предлагает использовать те же инструменты ИКТ для поддержки обучения молодых заключенных.
Индивидуальная поддержка учеников из неблагополучных семей
Индивидуальное обучение с использованием ИКТ применяется в системе образования Москвы преимущественно для поддержки отстающих ребят из социально незащищенных семей. Это радикально улучшает мотивацию, посещаемость и результаты у 60% учеников.

Это часть реализации десятилетней Стратегии Правительства Москвы в интересах детей, разработанной МИОО.
Одаренные дети, признанные по результатам интеллектуальных соревнований, получают индивидуальные компьютеры, интернет и индивидуальную педагогическую поддержку.

В рамках специальной программы Правительство Москвы в 2007 году предоставило школьникам несколько сотен рабочих мест, состоящих из ноутбука, сканера-принтера и точки доступа в Интернет. Московский институт открытого образования распространил эти рабочие места среди одаренных детей Москвы - победителей интеллектуальных олимпиад городского и республиканского уровней. Создана уникальная учебно-методическая система для подготовки московских школьников к успешному участию в образовательных олимпиадах по биологии, математике, физике, информатике, географии, химии. Создана специальная среда для дистанционного обучения по этим направлениям.

Дистанционные олимпиады


МИОО проводит дистанционные олимпиады по различным предметам:
• Естественные науки
• География
• Русский язык и литература
• Химия.
• Экология
• Информатика

Новости о предстоящих мероприятиях, информация о предыдущих соревнованиях, задачах, решениях и результатах представлены на сайте, посвященном олимпиадам и другим мероприятиям для школьников http://olimpiada.ru/ Сайт поддерживается Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования.
Индивидуальная поддержка одаренных детей
Московская математическая олимпиада
Московская математическая олимпиада проводится ежегодно с 1935 года. На протяжении многих лет это важное и популярное интеллектуальное соревнование московских школьников. Московская олимпиада по математике является открытой и доступной - для участия любого ученика достаточно прибыть на место в указанное время. Ежегодно в городском туре олимпиады принимают участие более 2000 ребят. Предлагаемые на конкурс задачи дают школьникам возможность приобщиться к настоящей науке, решить занимательные задачи, которые могут вызвать интерес к дальнейшим исследованиям, к более глубокому изучению математики.

Московская математическая олимпиада активно поддерживается Московским математическим обществом и Механико-математическим факультетом МГУ. В городе Москва Московский институт открытого образования координирует организационно-методическое обеспечение Всероссийской математической олимпиады на школьном, районном и региональном уровнях.